Немецкое барокко, открывающее программу, вводит нас в мир «риторической музыки», где непосредственность высказывания идёт рука об руку с тщательно продуманной формой, призванной расположить разные части музыкальной «речи» в наиболее убедительном порядке. Свободные сочинения, токкаты и прелюдии, были для немецких органистов этого времени музыкальным подобием ораторского искусства, иллюстрируя известную идею лютеранства о том, что «орган – тоже проповедник».
BWV 564 вмещает в себя сразу несколько моделей формообразования: трëхчастную структуру цикла (быстрого с контрастной медленной серединой) можно трактовать как вольную фантазию на тему итальянского концерта. С другой стороны, изобилие педальных соло в токкате и фуге явно отсылает нас всё к тому же северонемецкому письму: тот беспрецедентный уровень виртуозного владения педалью, который мы встречаем в BWV 564, возник из пышных и зачастую весьма протяжëнных (хотя и более простых по структуре) сольных фрагментов в свободных сочинениях Букстехуде.
Взлёт французской органной музыки рубежа XIX–XX веков совпал с непростым для церковной музыки временем, когда орган в буквальном смысле покинул стены храма. Декоративный стиль этого периода сочетается с новыми витками интенсивного духовного поиска – его пример мы видим в «Литаниях» Жана Ариста Алена, сочинении, чьи образы прочно связаны с драматичным мировосприятием первой половины XX века. Другим композитором, стремившимся примирить светский дух модерна и религиозное содержание, был Анри Мюле. «Византийские эскизы», один из которых – Tu est petra – прозвучит в завершение программы, были созданы в 1914–1919 годы как своеобразное посвящение базилике Сакре-Кёр, где Мюле служил органистом. В этой пьесе, выдержанной в моторном токкатном движении, композитор рисует те самые «адские врата», превращая декоративную фактуру пьесы в подлинную возможность поведать о своей глубокой вере.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Георг Муффат, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде, Иоганн Себастьян Бах, Сезар Франк, Жан Арист Ален, Анри Габриэль Муле
BWV 564 вмещает в себя сразу несколько моделей формообразования: трëхчастную структуру цикла (быстрого с контрастной медленной серединой) можно трактовать как вольную фантазию на тему итальянского концерта. С другой стороны, изобилие педальных соло в токкате и фуге явно отсылает нас всё к тому же северонемецкому письму: тот беспрецедентный уровень виртуозного владения педалью, который мы встречаем в BWV 564, возник из пышных и зачастую весьма протяжëнных (хотя и более простых по структуре) сольных фрагментов в свободных сочинениях Букстехуде.
Взлёт французской органной музыки рубежа XIX–XX веков совпал с непростым для церковной музыки временем, когда орган в буквальном смысле покинул стены храма. Декоративный стиль этого периода сочетается с новыми витками интенсивного духовного поиска – его пример мы видим в «Литаниях» Жана Ариста Алена, сочинении, чьи образы прочно связаны с драматичным мировосприятием первой половины XX века. Другим композитором, стремившимся примирить светский дух модерна и религиозное содержание, был Анри Мюле. «Византийские эскизы», один из которых – Tu est petra – прозвучит в завершение программы, были созданы в 1914–1919 годы как своеобразное посвящение базилике Сакре-Кёр, где Мюле служил органистом. В этой пьесе, выдержанной в моторном токкатном движении, композитор рисует те самые «адские врата», превращая декоративную фактуру пьесы в подлинную возможность поведать о своей глубокой вере.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Георг Муффат, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде, Иоганн Себастьян Бах, Сезар Франк, Жан Арист Ален, Анри Габриэль Муле
- Место проведения: Лютеранская церковь Св. Екатерины
- Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 1
- Возрастные ограничения: 6+
- Дата начала: 2024-10-30 19:30:00
- Дата завершения: 2024-10-30 20:30:00
-
от 770.00р.